Эфир +7 (846) 219-33-11 || +7 987 432 52 95 (для SMS, Viber,WhatsApp)

Эхо Москвы в Самаре

БЛОГИ. Павел Чиков: Как бы я перестроил структуру, размер, функции российской правоохранительной системы

БЛОГИ. Павел Чиков: Как бы я перестроил структуру, размер, функции российской правоохранительной системы
Октябрь 15
10:12 2020

Павел Чиков, глава Международной правозащитной группы Агора

Фрагмент программы Сергея Гуриева «Что (же) делать» на телеканале «Дождь».

— …Вне всякого сомнения: то, что можно приватизировать, то должно приватизироваться, – из правоохранительных таких функций. И то, что можно еще технологизировать, то есть перевести в условно электронную какую-то форму. В чем, надо похвалить, российское государство в последние лет 10 сильно преуспело: огромное количество услуг теперь доступно в два-три клика и не выходя из дома.

Если мы говорим про ФСБ, это сложный вопрос, потому что во многом зависит от компетенции, полномочий и подследственности, например, некоей федеральной службы расследований, о которой тоже разговоры есть. Очевидно, у ФСБ сейчас слишком много избыточных функций, в том числе в несвойственной сфере, – по экономике, по наркотикам, по коррупции, это все не должно быть в сфере компетенции.

Для меня очевидно, что в нынешней ситуации одно из первых решений – нужно определить судьбу прокуратуры. Потому что сейчас это 100-тысячная армия абсолютных бездельников. Весь этот так называемый общий надзор, атавизм советской эпохи, когда почему-то прокурор, а не суд решает, что законно, а что незаконно, – от этого нужно избавляться на следующий день вообще, первым росчерком пера. Эта функция должна улететь. А функция следствия из прокуратуры 13 лет назад ушла в Следственный комитет. Остается одна-единственная натуральная функция –поддержка гособвинения.

В Америке эту функцию выполняет Минюст, он же прокурор, и при этом он еще является выборной должностью. То есть почему бы не сделать ровно то же самое и не объединить, как минимум, Минюст с прокуратурой и не оставить объединенному ведомству полномочия поддержки гособвинения и не сделать главу офиса выборной должностью? Одно это уже мощнейше изменит всю конфигурацию.

Роль следствия, тоже, конечно, нужно еще уменьшить, потому что следствие – это люди, которые собирают доказательства и предъявляют обвинение, всё. Дальше прокурор, как лицо, поддерживающее гособвинение в суде, должен решать, тащить ему это дело в суд или не тащить, достаточно оно аргументировано, чтобы рассчитывать на обвинительный приговор, или нет, готов обвиняемый пойти на сделку и на досудебное соглашение, чтобы сэкономить деньги налогоплательщиков, или нет. Если это будет выборная должность, которая будет оплачиваться из соответствующего уровня бюджета, соответственно, этот человек будет экономить бюджетные средства.

Даже сейчас у нас в России 75% уголовных дел рассматривается по особому порядку. То есть это, грубо говоря, то самое упрощенное судопроизводство и та самая сделка с правосудием, которую мы из той же Америки и переняли, по большому счету. И именно так там в основном и рассматриваются дела: 90% уголовных дел в Соединенных Штатах Америки не доходит до суда, суд только фиксирует соглашение, которое было достигнуто с прокурором…

Полностью интервью можно прочитать здесь.

Поделиться публикацией:

Похожие статьи

Персонально ваш / Андрей Гаврюшенко / Ведущий Сергей Курт-Аджиев

Номер телефона рекламной службы

+7 (846) 219-33-22

Опросы

Голосовать на выборах три дня

Загрузка ... Загрузка ...

Календарь

Октябрь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Сен   Ноя »
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031